1.2. Документировать всё

Если поставить среднего администратора перед выбором между установкой сервера заново и написанием подробной документации по резервному копированию системы, он выберет переустановку. Так как это не совсем необычное действие, вы должны документировать, что вы делаете. Многие системные администраторы пренебрегают написанием необходимой документации по разным причинам:

«Я разберусь с этим потом».

К сожалению, обычно этого не происходит. И даже если системный администратор не хочет обмануть сам себя, его работа по природе такова, что повседневные задачи слишком хаотичны, чтобы «делать это потом». И что ещё хуже, чем больше это откладывается, тем больше забывается, и в результате получается менее подробная, а значит и менее полезная документация.

«Зачем это записывать? Я и так это запомню.»

Нет, вы не запомните, если конечно вы не чудо природы с фотографической памятью. Или ещё хуже, вы вспомните только часть, не осознавая того, что вы что-то упустили. В результате вы потратите время, или пытаясь снова выяснить забытое, или исправляя то, что вы сломали, не имея полной картины ситуации.

«Если я буду держать всё в голове, меня не уволят — у меня будет защита от увольнения!»

Хотя некоторое время это может работать, затем такая защита от увольнения становится не лучше, а хуже. На секунду представьте себе, что может произойти в экстренном случае. Если вас не будет на месте, ваша документация может помочь кому-то решить проблему в ваше отсутствие и спасти день работы компании. И никогда не забывайте о том, что именно в экстренных случаях руководство уделяет вашей работе наибольшее внимание. В таких случаях лучше, чтобы ваша документация стала частью решения, чем ваше отсутствие — частью проблемы.

Кроме этого, если вы работаете в небольшой, но растущей компании, в один прекрасный день понадобится ещё один системный администратор. Как он сможет узнать всё, что вы держите в своей голове? И что ещё хуже, отсутствие документации может сделать вас настолько незаменимым, что это помешает вашему карьерному росту. В итоге вы можете оказаться на месте того, кого приняли на работу вам в помощь.

Хочется надеяться, что эти преимущества документирования вас убедили. И перед нами встаёт следующий вопрос: Что следует документировать? Ниже приведён неполный список:

Политики

Политики оформляются письменно, чтобы формализовать и чётко определить ваши отношения с сообществом пользователей. Они также ясно говорят пользователям, как выполняются их запросы ресурсов и/или помощи. Характер, стиль и способ распространения политик среди пользователей в разных организациях могут различаться.

Процедуры

Процедуры — это пошаговое описание действий, которые должны быть сделаны для выполнения определённой задачи. В число документируемых процедур входят процедуры резервного копирования, процедуры управления учётными записями пользователей, процедуры сообщения о проблемах и т.д. Как и с автоматизацией, если процедура выполняется не один раз, будет правильно документировать её.

Изменения

Большая часть работы системного администратора связана с внесением изменений — настройка компьютеров для увеличения производительности, манипуляции со сценариями, редактирование файлов конфигурации и т.д. Все эти изменения следует каким-то образом документировать. В противном случае вы можете быть совершенно озадачены изменением, которое вы внесли несколько месяцев назад.

Некоторые организации используют весьма сложные методы учёта изменений, но во многих случаев достаточно всего лишь вести простую историю изменений в начале изменяемого файла. Каждая запись этой истории изменений должна содержать как минимум:

  • Имя или инициалы человека, внёсшего это изменение

  • Дату и время изменения

  • Причину внесения изменения

В результате вы получите лаконичные, но, тем не менее, полезные записи:

ECB, 12 июня 2002 — Изменена запись о новом принтере в бухгалтерии (отражена его возможность двусторонней печати)